?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Кому няки, а кому бяки,

Я сначала поместил этот снимок в Фейсбуке, просто от собственного удивления.  Для тех, кто не совсем понял, что на снимке, обьясняю
Это Madison Square Garden в Нью Йорке.  И в нем проходит сьезд.  Коммунистической партии!  США!  1931 год. Обалдеть!
В ответ прозвучали коменты об американцах, переехавших в ту пору в СССР и их судьбах.  У одного из френдов даже оказалось, что ее отец один из таких, приехавших в СССР из Чикаго.   И тут я вспомнил про Гришу - одного из таких, поддавшихся на удочку.  Коротко о его судьбе под катом.
 

 Я познакомился с ним случайно.  Собственно говоря, не с ним, а с его женой, с которой были дальние-дальние родственные связи и в ответ, уже не помню на какую любезность, был приглашен на чай с тортиком.  Гриша был суховатым пожилым человеком, небольшого роста, уже на пенсии.  А я был двадцати с чем-то годков и, конечно, как все мы в те годы, обращался к нему "дядя" Гриша, над чем он посмеивался.  Подружились мы на почве английского языка и его огромной коллекции журналов Popular Mechanics.  Надо сказать, что английский язык его я плохо понимал, несмотря на то, что я занимался в школе с усиленным изучением английского и владел языком неплохо (по моему собственному мнению).  Только попав в Бруклин, я понял откуда это все.  А журналы были необыкновенные, таких я нигде не видел.  Они были заполнены каталогами автомобилей диковинной формы.  Каталогами наборов инструментов.  И другими разнообразными техническими устройствами (по сегодняшнему - гаджетами).  Я мог просматривать эти журналы часами.
Надо сказать, что Гриша до пенсии работал в таксопарке механиком.  И видимо неплохим.  При мне к нему несколько раз приезжали с бывшей работы и умоляли подьехать и "только глянуть".   Один раз я поехал с ним.  Он подошел к работающей машине с открытым капотом, положил руку на двигатель, послушал минутку и выдал что-то, вроде:"Четвертый клапан...."  Я точно не пмню фразу, но диагноз был точен.
Наконец я из него выудил историю его жизни и такого знания автомобилей.  Оказалось, что он из семьи, уехавших из России еще до революции.  В 30-х годах он устроился на работу на заводе Форда.  А работать у Форда было нелегко, но интересно.  Видимо Гриша неплохо себя проявил, что его стали продвигать по карьерной лестнице.  От работы механиком он дошел до представителя фирмы на Восточном побережье США.  И тут у него завязались знакомства с советскими представителями, которым он продавал фордовские автомобили.  В его кругу личных знакомств были многие из советской верхушки, включая Громыко и других будуших правителей.  Каким образом им удалось убедить его приехать в Советский Союз в конце сороковых, я до сих пор не понимаю.  Он ведь уже не был юнцом, а вот, поддался.  Чем же они его соблазнили?
Ну, приехал.  И что?  А ничего,  Получил сразу десять лет и отправился на Колыму.  Писал письма всем своим знакомцам, включая того же Громыко, но безрезультатно. Он был нужен только там, в Америке.  А здесь он такой же расходной материал, как и все.  Выпустили под общую амнистию в 1956 году.  Вернуться назад, в Америку?  Об этом не могло быть и речи.  Таким образом механик с заводов Форда стал механиком в одесском таксопарке и провел там всю свою скромную занюханную жизнь, боясь советской власти, боясь сказать лишнее слово даже у себя на кухне.

Comments

vladibo666
Mar. 8th, 2017 02:21 pm (UTC)
Он не один был такой. В 30-годы во время Депрессии переезжали вместе с тракторами и комбайнами, которые не доезжали до мест. И половину инженеров и рабочих из Америки, что делали индустриализацию тоже попересажали.

Profile

AN
vladibo666
vladibo666

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow