?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Originally posted by vanatik05 at ЕВРЕЙСКАЯ ТЕМА У НЕЕВРЕЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ
"Во мне слились – перемешались
пророки, веры и скрижали,
тысячелетия в пути.
Исходы, бегства, караваны,
местечки, города и страны –
нигде покоя не найти..."

М.Этельзон, "Еврей"

Как-то попалась мне на глаза репродукция картины современного украинского художника Александра Шабанова "Ищу человека", с таким пронзительным, мягким и философским изображением задумчивого, недоумевающего и грустного еврея, что мне захотелось познакомиться с творчеством этого художника поближе.

580133

Мне казалось, что так передать суть народного характера может только представитель этого народа, но я нигде не нашла упоминания о том, что художник имеет какое-то отношение к еврейству. Тогда у меня возник интерес к тому, как нееврейские художники отражали еврейские характеры и жизнь еврейских общин в своих странах.Ведь в силу религиозной традиции мы не можем судить об этом до самого конца 19 века, когда появились первые еврейские художники, нарушившие религиозные запреты. ("Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли…")
Начиная с 15 века, с изгнания евреев из Испании, происходит постепенное распространение евреев по Европе, возникает интерес к их образу жизни. Евреи привлекали к себе внимание и многочисленных художников. Имеется сравнительно большое количество полотен, на которых запечатлены те или иные стороны жизни евреев. Несомненно, каждый из этих художников имел свое видение этого своеобразного и не совсем понятного ему мира. И сначала еврейский образ проник в живопись в качестве персонажей ветхозаветных и евангельских сюжетов, что понятно - христианство выросло из иудаизма, все персонажи Ветхого Завета и Евангелия были евреями. Многие художники никогда не видели евреев, не были знакомы с их бытом, традициями и внешностью, поэтому изображали на своих полотнах близких или знакомых им людей и допускали много фактологических ошибок. Доходило до смешного, как, например, на картине Веронезе, где ни лица, ни одежда, ни пейзаж не соответствуют образам библейской страны.

Paolo_Veronese_005

Художники даже не знали о таком важном для еврея обряде, как обрезание крайней плоти, что мы видим на многих картинах, например, на этой кисти Караваджо, где изображен младенец Христос.

caravaggio_23

Пожалуй, первые характерные еврейские лица появляются на полотнах Эль Греко, у которого была возможность видеть в Толедо единичных евреев, оставшихся от большой и процветавшей общины после жестоких лет инквизиции.

den_Petra_i_Pavla

Говорят (это только слухи), что его возлюбленная, донья Иеронима, была скрытой иудейкой, и ее черты можно узнать почти во всех женских образах на полотнах Эль Греко.

загруженное

Самое большое количество работ, посвященных еврейству, жизни еврейской общины Амстердама можно найти в творчестве Рембрандта. Кроме того он использовал живые модели и для написания картин на библейские темы, так как не только хорошо относился к евреям, но и жил с 1631 гола в Амстердаме в соседнем с еврейским квартале, почти рядом с синагогой. Ко времени его переезда из Лейдена в Амстердам там жило уже около 400 еврейских семей, выходцев из Испании и Португалии.

Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_-_Het_Joodse_bruidje

Рембрандт дружил со многими евреями, был знаком с их традициями и верой, даже на некоторых его картинах имеются надписи на иврите, например на этой (מְנֵא מְנֵא תְּקֵל וּפַרְסִין‎ - мене, мене, текел, упарсин - "исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ты взвешен на весах и найден очень лёгким; разделено царство твое и дано персам")

Rembrandt-Belsazar

Особенно близкие дружеские отношения были у него с главой еврейской общины Менаше

16_Rembrangt-Rabbi

и Эфраимом Буэно, известным ученым и врачом, из разъехавшейся по все Европе уважаемой семьи Буэно, выходцев из Испании.

79ea1257664b628a52354061966595a3

После смерти Саскии, а потом и второй жены, и любимого сына Титуса, после потери материального достатка и наступления одинокой старости, лишенный заказов, Рембрандт еще больше сближается с евреями, тянется к ним, создает 15 портретов пожилых евреев, в которых сумел выразить свое тогдашнее настроение и тоску, свое чувство униженности и отверженности, которое так роднит его с евреями.

r220

Портреты старых евреев принадлежат к лучшим образцам портретного искусства, художник вложил в них свои привязанность и сочувствие к этому народу, уважение и любовь к нему.

Еще один голландский художник, Якоб ван Рейсдаль, прекрасный пейзажист, отличавшийся глубокой философичностью своих пейзажей, положил в основу своей картины "Еврейское кладбище" реально существовавшее на окраине Амстердама кладбище выходцев из Португалии с полуразрушенной молнией синагогой. Характерно, что при жизни художника эта картина называлась "Аллегория жизни человеческой".

ruisdael_03

Возможно, философское содержание картины навеяно Экклезиастом: "Как умирает тот, так умирает этот, и одно дыхание у всех. Все идет в место одно... и возвратится прах в землю, чем он был, а дух возвратится к Богу, который и дал его…"

Сильное влияние голландцев, особенно Рембрандта, проявилось в творчестве румынского художника Н.Григореску не только в манере, но и в портретах

images

и сюжетах, посвященных евреям и жизни еврейских местечек.

Николае Григореску-Еврей с гусем

Самая большая еврейская община жила в Польше, но жизнь евреев и еврейских местечек не интересовала польских художников, только у трех из них эта тема нашла некоторое отражение в творчестве у братьев Gierymski

Zydowka_z_cytrynami

и Петра Михаловского, по картинам которого можно составить представление о том, как выглядели польские евреи в начале 19 века.

pl_fo_michalowski_zydzi_mnk_3461396 (1)

Есть одна картина у Пабло Пикассо, написанная в "голубой" период и отражающая не только его собственное подавленное настроение и душевный кризис, переживаемый им тогда, но и сочувствие к еврейскому народу.

1421576397_goluboy-period-staryy-evrey-s-malchikom-1903-holst-maslo-moskva-gosudarstvennyy-muzey-izobrazitelnyh-iskusstv-im.-a.s.-pushkina

В России, как и на Западе, еврейские образы первоначально использовались для изображения в живописи библейских персонажей, ничем внешне не напоминая истинных евреев. Даже И.Крамской изобразил в образе Христа совсем не еврея, а по слухам - самого себя.

khristos_v_pustyne

Первым русским художником, стремившимся приблизиться к реальной исторической обстановке и отобразить истинный облик народа, носителя библейских мифов, был А.Иванов. Для этого он изучал и рисовал людей в еврейском квартале Рима, делая огромное количество эскизов для своей знаменитой картины "Явление Христа народу".

10_ivanov_yavlenie_messii_fr04

Это же можно сказать и о В.Поленове, который не только черпал вдохновение для библейских сюжетов в римском гетто, но и совершил путешествие по святым местам, делая множество эскизов и натурных работ.

image001

Наталья Гончарова, потомок жены А.С.Пушкина, художница-авангардистка, тоже не обошла стороной еврейскую тему.

1912

В описанных выше произведениях и в тех, что вошли в видеоклип, можно увидеть, что многих выдающихся художников-неевреев интересовали не только библейские сюжеты, не только их исторически и этнографически верное отображение, но и сами еврейские образы, особенности еврейских характеров и жизни еврейских гетто и местечек. И все же все эти художники, многие из которых были выдающимися, видели "еврейский мир" со стороны, его внешние приметы, их привлекала его непохожесть, загадочность, самобытность, но им трудно, почти невозможно проникнуть в его суть, до конца понять его особенности, осмыслить тот путь становления нации и ее расцвета, унижения, уничтожения и возрождения, те тысячелетия, которые пройдены и пережиты еврейским народом. Конечно, я упоминала только тех художников, которые изображали евреев и их жизнь реалистично, не предвзято, доброжелательно, без малейшего намека на антисемитизм. Карикатурные и, тем более, юдофобские произведения не являются предметом моего интереса.

А закончить я хочу тем, с чего начала, некоторыми образцами творчества интересного современного украинского художника-постмодерниста Александра Шабанова

chelovek-s-pticey_shabanov_aleksandr_1353592853

Он родился в 1957 году в г. Донецке (Украина). Закончил Художественную школу г. Донецка, занимался в изостудии, учился в Московском университете им Н Крупской. Участвовал в областных и республиканских выставках . Является учредителем творческого объединения художников "Пленер".

photo_176_4602992

Картины художника оригинальны и уникальны, пишутся маслом в направлении постмодерн, его работы уже давно занимают почётное место в коллекциях Украины, России, Польши, Англии, США, Канады, Австралии, Японии...

photo_125_7450622

Посмотрите, в этих лицах философская мудрость, вселенская грусть, детская радость, неизбывная печаль, самоирония и вековая тоска, смех сквозь слезы и надежда...

Как всегда, предлагаю вашему вниманию видеоклип, в котором вы можете увидеть около 65 картин в сопровождении клезмерской музыки.


Ссылки: http://arts.in.ua/artists/shabanov_art/
http://shabanov-art.com/
Портрет в творчестве Рембрандта. К. С. Егорова. - М. : Искусство, 1975.
http://www.jewish-heritage.org/prep12.htm
http://artmy.com.ua/article-evreyskaya-topic.shtml
http://www.stihi.ru/avtor/etelzon

Profile

AN
vladibo666
vladibo666

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow